ВИРТУАЛЬНАЯ РЕТРО ФОНОТЕКА                                                                                                         Музей Истории Советской Массовой песни

Главная        Концепция        Тематические Песенные Разделы        Персональные Песенные Разделы        Певцы
Читальный зал           Запасная Столица          Советская архитектура    
   Коллекция        Новости культуры        РеМастер        Выставка
Ссылки             
Правила Поведения на Сайте             Клуб Друзей             Написать в Гостевую Книгу или Автору

 

Т. Рымшевич
Владимир Нечаев и Владимир Бунчиков
(Из книги «Певцы советской эстрады», Москва, 1977)

 

 

Владимир Александрович Бунчиков родился в Днепропетровске, в юности жил в Симферополе, был рабочим сцены, во время службы в армии стал запевалой, затем был послан в музыкальное училище, окончив его, стал солистом в Музыкальном театре имени Вл. И. Немировича-Данченко.

Владимир Александрович Нечаев приехал в Москву из деревни и стал чернорабочим на московских стройках. Строил здание Центрального телеграфа, где многие годы спустя в радиостудиях, бывших там, проходили его выступления. Участвовал в самодеятельности. Юношу со стройки направили в музыкальное училище, затем он стал артистом Оперной студии имени К. С. Станиславского.

Оба в начале сороковых годов пришли на радио, подружила их совместная работа и большая любовь к песне.

Бунчиков вспоминает: «Я познакомился с Володей Нечаевым в 1942 году на радио. Передо мной стоял худенький молодой человек, блондин, очень приветливый. Он только совсем недавно вернулся с фронта, где был с концертной бригадой радио, — выступал с русскими песнями под аккомпанемент баянистов.

Мог ли я тогда предположить, что нас с ним свяжет двадцатипятилетняя дружба? Начало нашему совместному творчеству положила песня Соловьева-Седого «Вечер на рейде». Пожалуй, мало найдется на карте Советского Союза городов, где бы мы не пели. Мы выступали не только в крупных городах, но и в селах, шахтах, госпиталях, на пограничных заставах.

Володя Нечаев был человеком большой, широкой души, необыкновенно добрым, человеком разнообразных интересов и очень остроумным. К нему тянулись люди, около него было всегда тепло, никогда не было скучно.

Трудно коротко рассказать о человеке, с которым проработал двадцать пять лет, о человеке, которого я любил и с которым у меня так много связано в жизни — хорошего и плохого, веселого и грустного. Нас называли «вокальными братьями». Работать с ним было интересно, увлекательно. Мы наперебой придумывали биографии своих песенных героев, мысленно дописывали сюжеты песен, концовки, спорили о том, что является главным в каждой строчке стиха, и вместе с тем старались наиболее точно уловить музыкальный стиль, особенности творческого почерка композитора, отделывая, шлифуя, оттачивая каждую музыкальную фразу, ноту, сообразуя ее со словом, с образом, заложенным в стихе».

Бунчиков и Нечаев, люди разных биографий, разных жизненных устремлений, темпераментов, нашли общий, родственный язык в вокальном творчестве, каждый сохраняя при этом индивидуальный почерк.

Мягкий тенор Нечаева, присущее его артистическому «я» народное начало — лиричность, чистота и одновременно какая-то хитринка, юморок — отлично сосуществовали, сливались, обретали новые качества, обогащались и обогащали удивительной красоты и яркости баритон Бунчикова, его благородную, «классическую» исполнительскую манеру.

Бунчиков и Нечаев в годы Великой Отечественной войны почти ежедневно выступали по радио и время от времени выезжали с концертными бригадами в Действующую армию: пели в землянках, прифронтовых госпиталях, с импровизированных сцен на лесной поляне в часы недолгих передышек между боями. Бойцы с благодарностью и нежностью относились к певцам, долго потом не прекращалась их переписка с артистами.

И. Клинов из города Ногинска Московской области вспоминает многочисленные выступления Бунчикова и Нечаева. Их слышала «вся страна» и «из их уст, с их голоса» узнавала новые песни, которым они давали путевку в большую жизнь, даже и в тех случаях, когда они не были первыми исполнителями. Песня «Вечер на рейде» В. Соловьева-Седого на слова А. Чуркина, пожалуй, самый яркий пример тому.

Песня, как известно, была создана летом 1941 года, исполнялась изредка на концертах, по радио... и вдруг зазвучала на всю страну, властно захватив сердца горестной нежностью, болью прощания, мужской строгой печалью. Все это ярко проявилось в песне, когда ее спели Бунчиков и Нечаев.

От того, как они «прочли» маленькую вокальную пьесу, зависела ее судьба, ее дорога к сердцам человеческим. Песня — это театр, в котором певец, если он настоящий артист, волей-неволей еще и сам себе режиссер. У нас, увы, нет вообще такой специальности — режиссер песни. А надо бы... Так вот, певец сам «ставит» песню, выявляя второй план, определяя биографию песенного героя, его образ, его вкусы и привязанности, улавливая тонкости его настроения. Да разве все перечислишь, что надо найти, понять в песне, в ее мелодии, в ее стихах, для того чтобы она стала песней многих сердец?!

Песня — театр! А у Бунчикова и Нечаева часто еще и радиотеатр — нет ни декорации, ни сценического развития в движении, ни мизансцен, все надо осуществлять внешне самыми простыми средствами — только так можно добиться убедительности исполнения. Простыми средствами... У радиопевцов ни жест, ни поза, ни мимика, ни игра глаз не являются средствами выразительности, если артист ими и пользуется, то «тайно» — этого никто не видит. И здесь есть своя сложность. У радиоисполнителя средство рассказать, сообщить, заставить переживать слушателя — это его голос, а к нему еще интеллект и, наконец, индивидуальность таланта, индивидуальность личности художника, которая, как правило, и решает успех. Одни обладатели великолепных голосов достигли в песне исполнительских вершин, другие не смогли вообще сказать своего слова, хоть пели громко и музыкально точно. Артисты, обладающие скромными вокальными данными, подчас становились мастерами песни, а их коллеги, на первый взгляд имеющие такие же «неголоса», впустую тратят время, пытаясь исполнять песни. Петь песню — это особый дар, особый склад души, особенное творческое счастье певца-артиста! Вот этим даром был наделен Владимир Александрович Нечаев, этим даром вполне владеет и Владимир Александрович Бунчиков.

Однажды в письме, присланном Нечаеву, был задан вопрос: как он и Бунчиков работают над песней. Владимир Александрович ответил по радио так:

«Прежде чем приступить к разучиванию песни, долго вчитываешься в стихи, чтобы понять главную мысль, ее оттенки, решить: кто он, герой стихотворения-песни, о ком надо петь или от чьего имени. Стихи песни должны стать своими, будто ты сам их сложил, и затем уже соединяешь стихи с мелодией, которую создал композитор. Выучить мелодию весьма нетрудно, но сделать ее единственно необходимым живым выражением именно этих стихов, заставить слушателя соучаствовать в исполнении, сделать песню дорогой ему — вот на это требуется много энергии. Песню нужно, как говорят артисты драмы, «выносить», и стихи ее и музыку. Иногда постижение песни дается довольно скоро, а иной раз и песня вроде бы простая, а работы над ней пропасть, трудность как раз и заложена в ее простоте. Но, если добьешься желаемого результата, получаешь громадное удовлетворение. Так что создание звучащей песни — процесс глубоко интимный. А потом, когда каждый из нас (если это песня-дуэт) песню «выносил», «вынянчил», начинаются совместные репетиции — спевки, в процессе которых еще что-то корректируется, выправляется. Иногда возникает спор о решении новой песни, обычно скоро завершающийся, как нам кажется, оптимальным для обоих вариантом: выбираем лучший, более убедительный в художественном отношении и органичный для обоих...»

И так — над каждой песней, а спето их великое множество, очень разных. Думается, многие помнят исполнение Бунчиковым и ансамблем песни Всесоюзного радио под руководством Б.Александрова песни С.Каца на стихи А.Суркова «Сирень цветет», помнят звучание голоса солиста, сочное, яркое, безукоризненно изящную интонацию и хор, как бы обволакивающий сольную партию. Такое не часто доводится слышать, не часто доводится переживать такую радость от слушания песни. А сколько экспрессии, торжества и гордости звучит в голосе Бунчикова, когда он поет песню М.Блантера на стихи М.Исаковского «Летят перелетные птицы», песню, неизменно бисировавшуюся при каждом исполнении ее артистом. Блестящие вокальные данные Бунчикова здесь проявились с необыкновенной силой. А как нежно и тепло звучит его голос, когда он по-юношески трогательно поет песню В. Соловьева-Седого на стихи М. Исаковского «Услышь меня, хорошая». Как тонко прочтены певцом трепетные и ласковые слова поэта, озаренные великолепной музыкой нашего прославленного песенного лирика. Именно в этом — вдумчивость работы над сочинением, раскрытие особенностей творческого почерка композитора, стиля поэта.

С именем В.Соловьева-Седого у Бунчикова и Нечаева связано много творческих побед. Незабываемо исполнение ими песни В. Соловьева-Седого на стихи А.Фатьянова «Давно мы дома не были». Исполнение простое и строгое, в котором слышалась бесконечная тоска по дому, по родным местам, где шумит над речкой ель, где ждет ласка, покой, уют... Как прекрасно, что запись сохранила нам это редчайшее по своей глубине «прочтение» песни Нечаевым и Бунчиковым.

Суровая «Азовская партизанская» (стихи А. Зорина), лукавая и изящная «На солнечной поляночке», задумчивая и ласковая «Звездочка» (стихи А.Фатьянова), ликующая и задорная «Заздравная» (стихи С.Фогельсона) и многие другие песни В. Соловьева-Седого прочно вошли в репертуар Бунчикова и Нечаева, оказались близки их творческой индивидуальности.

Много и плодотворно певцы работали над интерпретацией песен другого советского композитора, Б. Мокроусова. «Вьется вдаль тропа лесная» (стихи Н. Лабковского), «Зажглась заря вечерняя» (стихи Н.Глейзарова), «Мы с тобою не дружили» (стихи М. Исаковского), «Сормовская лирическая» (стихи Е. Долматовского), «Давай сегодня встретимся» (стихи С. Смирнова) — песни разные по мысли, стилю, настроению, но всегда сердечные и искренние, очень мелодичные и простые.

Тонкое чувство меры, душевность вложены в исполнение В. Нечаевым «Сормовской лирической», светлой грустью окрашен его голос в «Осенних листьях» (стихи М. Лисянского). А как прост В. Нечаев в выражении легкого лукавства, нежности и предчувствия счастья героя песни «Зажглась заря вечерняя», славного русского деревенского паренька или юного рабочего и невесты его, только-только вступающих в жизнь! Нечаев неизменно подчеркивал, исполняя песни Б. Мокроусова, их глубинное русское начало, юношескую взволнованность, искренность, достигая этого своеобразной окраской голоса, акцентируя ту или иную строку стихотворения, то или иное слово.

Пелись Нечаевым и Бунчиковым «мокроусовские» песни и дуэтом. Дуэт «Мы — люди большого полета» (стихи А.Фатьянова), родившись в 1947 году, именно теперь стал нам жизненно необходим: ни одно сообщение о завоеваниях в космосе не обходится без того, чтобы вслед за словами о славе советской науки, о подвиге советских космонавтов не зазвучала песня, утверждающая, что «до самой далекой планеты не так уж, друзья, далеко». Эту песню, звучащую торжествующе и гордо, мы всегда слышим в убедительном исполнении Бунчикова и Нечаева.

Пели артисты и сочинения композитора М.Блантера. Высокой вокальной культурой и вкусом отмечена интерпретация Бунчиковым песни «Пшеница золотая». Слушая ее, словно вдыхаешь аромат залитого солнцем русского поля, через которое по тропинке вас ведет певец. Как бы перекликаясь с этим настроением умиротворенности и солнечного счастья, звучит в исполнении Нечаева другая песня М.Блантера, «Черемуха». Он поет ее чуть иронично, улыбчиво и горестно одновременно, и веря и не веря в будущее счастье. До удивления простая и очаровательная мелодия, чистые, пленительные в своей ясности и наивности стихи раскрыты певцом не однозначно: в его исполнении — узор нюансов и в то же время ничего лишнего, ничего нарушающего хороший вкус, все изящно, все отмечено подлинно народным юмором, озарено светом первой любви. Видимо, метод работы В. Нечаева над песней для него был единственно правильным — от стихов к мелодии, к их соединению.

Певцы умели петь о русоголовых красавицах, о трехрядках, о заветных крылечках, утопающих в садах избах, о поле, о русских величавых реках — и все это они с присущей им искренностью делали близким слушателю.

В годы войны приобрела популярность песня М. Блантера на стихи Е. Долматовского «Моя любимая». Она была написана еще до войны, но прозвучала и забылась. И вот в исполнении В. Нечаева песня как бы родилась заново (надо отдать должное — ее великолепно пел и Е.Флакс). Нечаев подчеркивал юношескую влюбленность своего героя, его доверчивость, ласковость, а Флакс — мужскую суровую нежность, сдержанность в выражении чувств. В. Нечаев с такой щемящей тоской в голосе пел о любимой, о бережно хранимой ее фотографии, которую носит юный воин всегда в кармане гимнастерки, с такой покоряющей нежностью просил хоть издалека улыбнуться ему и так искренне передавал ей, любимой, привет от его второго стрелкового взвода, что сердце ни одного слушателя не могло остаться равнодушным. Слова песни читали в минуту передышки, переписывали друг у друга, посылали домой, как это не раз бывало на фронте. И в этом большая заслуга певца. Если песня настоящая и музыка и стихи в пей вдохновенные, крылатые, то на высоту поднимает ее именно исполнитель, толкователь ее. Многим песенным созданиям Т.Хренникова, Дан. и Дм.Покрасс, А.Новикова, Н.Богословского, Ю.Милютина, А.Лепина, Ю.Слонова на стихи В.Лебедева-Кумача, А.Коваленкова, А.Софронова, М.Матусовского, Л.Ошанина, Е.Долматовского, А.Жарова, А.Чуркина Нечаев и Бунчиков дали жизнь долгую и прекрасную. И авторы благодарны этим артистам за то, что их песни нашли таких чутких исполнителей, хорошо понимающих их творческие замыслы. Прекрасно пели они первые песни композиторов более молодого поколения — Э. Колмановского и Е. Птичкина, А. Пахмутовой и М.Зива, Б.Тропюка и О.Фельцмана. Певцы уловили стилистические особенности музыкального языка новых песен, их ритма, вдумчиво прочли стихи, постигли и прочувствовали мысли молодых людей послевоенной поры; воспоминания чуть отодвинулись в прошлое, мечты, надежды новой смены, их радости и печали стали близки певцам. Песни в их исполнении звучали в каждом доме. Бунчиков и Нечаев были знамениты, оставаясь скромными людьми.

Сегодня мне вспоминается, как однажды довелось их услышать и впервые увидеть воочию. Был большой праздничный вечер в Концертном зале имени П.И.Чайковского. На сцену вышли Бунчиков и Нечаев, поклонились холодновато, чуть строго и начали петь. Прозвучало несколько фронтовых песен. Залпы войны смолкли полгода назад, и песни эти стали уже принадлежностью истории, хотя они и ничего не утратили в своем обаянии. Пели артисты песню за песней, а зрители, не так давно снявшие шинели, аплодисментами горячо благодарили певцов...

В. Бунчиков и В. Нечаев огромное значение придавали слову, стиху, мыслям и чувствам, заложенным в них. Песня в их исполнении, и соло и дуэтом, — образец подлинного вдохновения и мастерства. Слушатели ценили певцов за то, что они открыли им огромную радость общения с большим искусством песни, сделав песню высокой музыкой и поэзией.

 

Назад в музей Владимира Бунчикова и Владимира Нечаева >>>;

 

См. также информацию о Владимире Бунчикове и Владимире Нечаеве на странице биографий певцов  >>>;
См. также фото певцов в фотоальбоме  >>>;

См. также записи песен в исполнении Владимира Бунчикова  >>>;

См. также записи песен в исполнении Владимира Нечаева  >>>;

 

 

Полный каталог записей сайта "Виртуальная Фонотека" >>>

 


 

История обновлений                           


  SamaraWeb. Каталог Самарских интернет ресурсов  

 

                                                                                                                                                                                                                                           

© Н.Кружков. Виртуальная Ретро Фонотека. 2000.
Материалы охраняются в соответствии с законом РФ об авторских и смежных правах и Гражданским Кодексом РФ. Любое использование материалов сайта Виртуальная Ретро Фонотека без письменного разрешения автора запрещается.